Адаптация лабиринта в качестве христианского символа в начале Средних веков сопровождалась серией важнейших изменений в его дизайне. Всего за несколько веков, классический лабиринт, в неизменном виде просуществовавший повсеместно всю доисторическую эпоху и обнаруженный в ряде раннехристианских надписей и рукописей, был заменен набором гораздо более сложных вариантов с ярко выраженными христианской символикой и назначением.
Существует на удивление большое количество рукописей, в которых город Иерихон либо представлен в виде лабиринта, либо располагается в центре лабиринта.
Согласно греческой легенде, создание лабиринта приписывается искусному мастеру Дедалу. Однако существуют два источника, в которых строителем и, возможно, изобретателем лабиринта назван израильский царь Соломон.
Из ранних форм христианских лабиринтов больше всего поражают воображение лабиринты, украшающие мощеные полы в огромных готических соборах Франции. Потребовалось около 1000 лет, чтобы лабиринт из примитивного языческого символа превратился в сложную структуру и приобрел конфигурацию, приемлемую для средневекового христианского сознания.
Германн Керн был первым, кто открыл подлинные, настоящие лабиринты. Он выступил сразу с несколькими гипотезами о возникновении древнейшего символа лабиринта. Вот что пишет Германн Керн в своей книге "Лабиринты Мира" о древнейшем и знаменитом критском лабиринте...
Самые интересные и наиболее сложные вопросы, касающиеся лабиринтов, относятся к сфере толкования их значений. Существующие источники чрезвычайно неудовлетворительны. Они противоречат друг другу практически по всем возможным поводам, а фундаментальные элементы либо опущены, либо их представление искажено вследствие определенной точки зрения, которую избирает для себя заинтересованная сторона... Мне лабиринт представляется прежде всего воплощением обряда инициации...
Вопросы происхождения и распространения неразрывно связаны между собой. И если распространение концепции лабиринта можно легко объяснить, то поиск (на мысль о котором наталкивает сам вид карты, показывающей распространение данной концепции) вероятного географического и культурного происхождения остается весьма проблематичной задачей. Основной вопрос звучит так: можно ли предположить, что лабиринт как некая схема был придуман в различных культурах независимо друг от друга?
В лабиринте человек не теряет себя - в лабиринте человек находит себя. В лабиринте человек встречается не с Минотавром, в лабиринте человек встречается сам с собой. В настоящее время у слова «лабиринт» существует три различных значения. Наиболее часто оно употребляется в качестве метафоры, когда имеется в виду сложная, неясная, неоднозначная ситуация...
Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. С лабиринтами связано немало мистических поверий. Взять хотя бы такое: войдя в лабиринт, человек попадает в "мир иной" и может лишиться жизни.
Самый древний египетский лабиринт находился рядом с озером Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил, в 80 километрах к югу от современного города Каира. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов - священных в Египте животных.